понедельник, 7 февраля 2011 г.

ДОЛГО БРОДИЛ Я В ГОРАХ АКАТУЯ...

Песня позвала меня в дорогу. Проезжая мимо белых сопок, я вслушивалась в безнадежное пение, как будто в мозгу моем кто-то прокручивал одну и ту же пластинку.
-Долго я тяжкие цепи носил
Долго бродил я в горах Акатуя...-
Это старая песня. Есть еще одна песня услышанная мной в исполнении Александра Розенбаума
-По Большому Сибирскому тракту,
Далеко-далеко за Байкал,
Гонят партию в землю глухую,
В Акатуйский проклятый рудник...

Так вот Акатуй, я еду именно туда. Сопки, заросшие сосняком, хранят печальные истории. Акатуйская тюрьма славилась своей жестокостью на Нерчинской каторге. Томился здесь самый несгибаемый из декабристов Михаил Сергеевич Лунин, который дважды попадал сюда и тут же похоронен на сельском погосте. На его могиле на мраморной доске выбиты горестные слова его сестры Екатерины Сергеевны Уваровой.
Современники Лунина оставили нам воспоминания о нем, что это был блестящий кавалергард, человек высокой культуры, кристальной честности, несгибаемой воли. Он знал несколько языков, хорошо владел пером и кистью, слыл незаурядным музыкантом. О нем писали А. Дюма, Сен-Симон, П. Вяземский, А. Герцен, А.Пушкин. Его личностью интересовались Л. Толстой и Ф. Достоевский.
Здесь на каторге прошли суровую школу жизни эсеры, восставшие моряки с транспорта "Прут", Фанни Каплан,народовольцы, польские повстанцы, Курнатовский и многие другие известные и неизвестные каторжане.

=В советское время здесь был рудник, работала обогатительная фабоика. Многие горняки были награждены правительственными наградами за труд. Один даже участвовал в работе съезда партии. Жил в Акатуе и участник парада Победы в Москве 1945 года. Теперь это история.
Нынешний день не так ярок. Горняки разъехались, потому что в послеперестроечное время рудник закрыли и обогатительная фабрика тоже остановилась. Сейчас здесь работает школа, в классах мало детей, но они есть . И прекрасные дети. Когда я вошла к третьеклашкам, они поздоровались со мной на двух языках- немецком и русском и попрощались так же. На прощание они сказали мне :"Чууз!"- "Пока!"- как объяснила мне учительница.
Девочка представилась по-немецки, из всего текста я поняла, что ее зовут Лиза... Будущее Акатуя растет, осваивает науки, языки. Есть в школе маленький музей. Школа изнутри мне напомнила фильм "Весна на Заречной улице". Тот же "ампир" пятидесятых. Даже порой создается ошущение, что попал в те годы.
Лунину поставлен в советское время памятник у Дома культуры. Дом культуры и сам памятник сейчас находятся в плачевном состоянии. В глубоком снегу нет троп ни к памятнику, ни к очагу культуры. И даже табличка сорвана с памятника- что прискорбно.
Как ни парадоксально, жизнь бьет ключом в местном Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Это большой дом с большим подсобным хозяйством. Многие женщины Акатуя нашли здесь работу. К постояльцам относятся по-доброму, жалеют и ухаживают за ними как за своими родителями. Возраст постояльцев- от 75 до 90 лет. Вот девяностолетняя бабулечка. Она знаменитость. В свое время за хороший труд она побывала в Москве на ВДНХ, награждена медалью выставки.
-Я сама с Воронежской области, нас пятерых детей отец привез сюда, так мы тут и остались- говорит она. Прошлое не дает им покоя, и, чтобы не расстраивать их, я сворачиваю на другую тему- их хобби. Они мне наперебой рассказывают, кто разводит огород, кто садит цветы. Я слушаю и им приятно, что новый человек так внимательно их слушает...
Наша машина быстро двигается меж сопок. Акатуй остается позади, а на душе-светлые и не светлые впечатления от поездки. Кругом, сколько охватит глаз, сопки и занесенная снегом степь между ними, по которой куда-то двигались два всадника с собакой...

ИСТОРИЯ АКАТУЯ
34068 (495x405, 57 Kb)

Григорий Гершуни в Акатуе
Григорий Гершуни в Акатуе (461x600, 54 Kb)

Знаменитая Фанни Каплан в первом ряду в центре (Акатуй)
Фанни Каплан (495x405, 34 Kb)

СОВРЕМЕННЫЙ АКАТУЙ
Есть два Акатуя- Старый и Новый. Это Старый, а за березовой рощей Новый
IMG_2188 (699x466, 32 Kb)
IMG_2192 (699x466, 55 Kb)

Вот что осталось от стен Акатуйской тюрьмы
IMG_2206 (699x278, 26 Kb)

Памятная табличка
 (699x466, 88Kb)

Толщина стены
 (699x466, 46Kb)

Школа
 (699x506, 70Kb)

Урок немецкого
 (699x466, 38Kb)

Школьный музей
 (700x602, 67Kb)
 (699x466, 41Kb)

Дом культуры и памятник Лунину
 (699x466, 54Kb)

Дом престарелых
 (700x617, 69Kb)

Долгожительница Наталья Андреевна Перминова
 (629x699, 73Kb)
 (699x466, 140Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий