суббота, 19 февраля 2011 г.

Изготовление варгана

Идея сделать варган своими руками пришла практически в самом начале моего увлечения игрой на этом необычном инструменте. И чем больше я знакомился с бескрайним разнообразием типов и форм инструментов с разных концов света, тем сильнее крепла эта идея, постепенно начав свое воплощение в эскизах. Описываемая методика является лишь первым опытом автора. Они адаптирована не на кузницу, а на скромно оснащенную домашнюю мастерскую.

Увидев однажды на стеллажах строительного рынка россыпи прутков латуни и нержавейки, я ощутил, как время сильно замедлилось. Вместо привычной урбанистической скачки от одного дела, к другому я стою и с улыбкой идиота любуюсь на "гору" блестящего металла. Так продолжалось некоторое время, пока внутренний голос, помолчав, не молвил, кашлянув "ну и фигли замер, иди, бери". Прикупив там же полотно по дереву, для язычка, отправляюсь по другим делам, но мыслями я уже в мастерской.

Достаю все имеющиеся в наличии варганы, замеряю их геометрию и определяюсь с размерами своего детища.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86мм. Выбору материала для этих целей посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Сначала отделяем полоску материала с помощью электроточила. Очень важно постоянно охлаждать заготовку, чтобы не нарушить термообработку стали. Затем выравниваем один край полоски.

Также на электроточиле обрабатываем вторую сторону язычка. Оде стороны должны быть остро заточены, как нож. Заточка проводится как с одной, верхней стороны, так и с двух сторон (на фото показан промежуточный результат).

Выбрав форму и размеры будущего варгана надо сделать его го макет из мягкой алюминиевой проволоки. Распрямив её мы узнаем необходимую длину заготовки для рамки. Также мы будем знать расположение мест изгиба. Рамка сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (это нержавеющая сталь). Отпиливаем заготовку до необходимого размера, оставляя небольшой запас. На границе перехода дек (прямого участка) в кольцо протачиваем шейки, уменьшая диаметр материала.

Теперь, надо сделать конусные сужения дек, лучше всего использовать токарный станок. Но в домашних условиях я делаю так: зажимаю заготовку в дрель и включив её начинаю обтачивать на электроточиле (наждаке) деки.

Готово

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную, зажав заготовку в тисках. Пруток гнется через какой-либо металлический предмет имеющий подходящий радиус.

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую, предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов "вывожу" на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.

Затем обтачиваю на наждаке (электроточиле) грани деки.

Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

Выковываю форму так, чтобы конусность между деками дек соответствовала конусности язычка.

Загибаю колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте загиба!

С помощью электроточила делаю кольцо рамки плоским с двух сторон.

Размечаю место положения язычка так чтобы язычок располагался точно между дек.

Пропиливаю полотном по металлу паз под язычок.

С помощью напильника и надфиля придаю пазу правильную форму. Надо постоянно примерять язычок, добиваясь его расположения точно между деками.

Используя фетровый круг и полировочную пасту, полирую рамку и язычок.

Осталось самое сложное установить язычок, обеспечив, маленький и равномерный зазор с декой. Начинаю вбивать его в корпус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. Надо добиться маленького зазора, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком и обрезаем лишний край. При необходимости зазоры дополнительно регулируем, загибая деки.

 

 

Статья взята на сайте http://varganist.ru , автор Владимир Марков

Комментариев нет:

Отправить комментарий