четверг, 27 января 2011 г.

Каньон реки Тары (май 2009)

На утро нас ожидало начало поездки, обещающей стать основным приключением этого путешествия в Черногорию – поездки на Жабляк, к национальному парку Дурмитор. (Wiki: «Жабляк (Žabljak) — город в Черногории на севере страны, административный центр муниципалитета… Жабляк — это центр горного туризма Черногории. Вся территория горного массива Дурмитор охраняется как национальный парк и предоставляет хорошие возможности заниматься летним и зимним горным туризмом». О да, горные лыжи и рафтинг по реке Тара! «Основная связь Жабляка с остальной частью Черногории — это дорога на Мойковац и европейское шоссе E65, являющееся связкой черногорского побережья, Подгорицы и севера страны. Ещё одна дорога идёт через Шавник и Никшич к Рисану или Подгорице».)

Вот от Рисана мы и поехали: впереди Суриковы с велосипедами на таксисте, а след за ними мы на Хьюндае Гетце. Часть дороги за Рисаном резко сменилась со свежеотремонтированной на полное бездорожье, в котором шёл полным ходом ремонт. Думали, что тут-то наше приключение и закончится, но опытный таксист своим не менее опытным глазом не допустил этого.

Итак, дорога на Жабляк представляла сплошные красоты: древние каменные мосты, горы и озёра. Особенно поразило воображение некое Slano jezero – и масштабом, и загадочным названием. Но долго задерживаться не стали – у нас впереди ещё дальняя дорога.

Ландшафт и времена года менялись прямо на глазах: от гор к плато, от лета к зиме через весну и осень…

Остановились на перекус – если паструмку в Шавнике, это такая рыбка, выловленная в горной реке, обжаренная на гриле с чесночком и травами, с солёной хрустящей корочкой…

Когда мы подъезжали к Дурмитору, в горах лежал снег, а за бортом было +5… Никто не предупредил о том, что там будет такой дубак!!! Уезжала из тепла и +25 в шортах, футболке и джинсовке, а приехала в джинсах и пончо (благо захватила с собой на всякий случай) – проявила чудеса акробатики, переодевалась прямо в машине на ходу с пристёгнутым ремнём.

В Жабляке попытались найти комнаты, дом или гостиницу. Первое, что нам предложили – отдельно стоящее нежилое «шато» за 40 евро на четверых. Там было сыро, темно и холодно, на что нам сказали – вон там дрова, а там – печка… Что-то не прельщала нас такая романтика, поэтому мы отправились на поиски чего-то, что было хотя бы тёплым.

Сунулись в гостиницу – там нам предложили за 100 евро двухместный номер, скорчили морды – мол, занято всё, но мы так уж и быть попробуем что-нибудь найти… Не буду уточнять, куда хотелось их послать с такими ценами и отношением, поэтому мы развернулись и молча продолжили поиски, которые привели нас в маленькую уютную гостиницу на окраине Жабляка. Там было чисто, светло и ТЕПЛО! Даже вода горячая имелась! И всё это удовольствие стоило 25 евро за двухместный номер, так что оно устроило сразу всех по всем параметрам.

После обустройства в номере решили осмотреть окрестности Национального Парка, который обещал поразить нас потрясающими красотами своих озёр. Поскольку было очень холодно (даже пончо поверх футболки и джинсовой ветровочки  временами не спасало), то мы зарулили в супермаркет за «горючим» - сейчас с собой и «на потом» в гостиницу.

Итак, мы начали прогулку по Дурмитору под накрапывающим дождём в +5 градусов. Да, природа там и правда поражала воображение: высокий загадочно тёмный как будто бы девственный лес, камни во мху, горные ручьи…

и Озёра!

Порой казалось, что я в сказочном лесу. Помните, в детстве были новогодние спектакли с загадочным волшебным лесом?.. Вот именно такое вот ощущение вызывала окружающая природа!

Обошли вокруг Црна езера, согреваясь горьким листом – в такой «мороз» он мне даже понравился…

Ужинали в каком-то пафосном месте, но вкусно (разве могли мы ужин пропустить?!)

Переночевали и пошли осматривать окрестности (мы на машине, Суриковы на великах). Направление любезно указал хозяин гостиницы. Вражье,

Рыблье,

Зминичко езера.

Возле Зминичка озера меня охватил необъяснимый, животный страх… Я не знаю, чем это объяснить: кривыми ли деревьями вокруг, ветки которых извивались в причудливых формах;

снующие ли вокруг ящерицы;

или же какая-то непонятная штуковина на берегу озера, быстро описанная в воображении как «машина времени»… Не знаю. Но в любом случае хотелось побыстрее покинуть это место.

Двинули к каньону реки Тара. Wiki: «Большинство черногорских рек — горные, образуют глубокие каньоны. Каньон реки Тара глубиной около 1200 м, является самым глубоким в Европе и вторым по глубине в мире» (после Гранд-Каньона в США).

Переехали длиннющий мост через каньон, припарковались и пошли смотреть на Тару сверху.

Небо было серо-пасмурным, а вода в реке – ярко-голубой, с изумрудными переливами, извиваясь бурными потоками меж отвесных скал, уходила куда-то в зелень гор. Всё это вызывало смятение в моей душе: я не могла объяснить этого манящего цвета; и мне захотелось спуститься к ней, потрогать. А вдруг это оптический обман?! Хотя небо же серое… Но спуска к Таре не было видно вообще – кругом только отвесные скалы.

Расстроилась конечно, чего уж там… Ну раз так, значит надо осмотреть окрестности на какие-нибудь памятники архитектуры, чтобы уж не так обидно было. Практически рядом с местом нашей стихийной парковки как раз обнаружился указатель на монастырь Архангела Михаила 13 века, указывающий куда-то в сторону просёлочной дороги. Ну что, поедем-поглядим.

Чем ниже мы спускались, тем меньше становилось дороги или чего-то вообще на неё похожего. Крутой уклон вниз, бездорожье, а мы на Гетце… Думали что всё, заблудись, но тут наткнулись на указатель на тот же монастырь, но в нём уже значился 12 век. Я решила выйти и пойти дальше пешком, о чём очень быстро пожалела: вокруг в кустах и листве на обочине тропы что-то шуршало, ползало, передвигалось и жило своей жизнь. Причём казалось, что ползает и шуршит оно за мною вслед, хотя наверняка оно просто от меня уползало… В общем, ситуацию спас как всегда Лёша, решивший продолжить путь всё же на машине, в которую я запрыгнула, как ошпаренная.

Громко названный монастырь Архангела Михаила оказался маленькой церквушкой, реставрируемой, видимо, двумя людьми: мужчиной и женщиной, которые жили рядом в маленьком домике. Кроме них там была только стая маленьких злобно лающих шавок, которых они успели спешно отозвать. Мы попросили у них набрать святой воды из источника, и тут я увидела ЕЁ! Река Тара была совсем близко – надо было только пройти огородиками этих добрых, крайне удивлённых нашим появлением, людей!!! И они разрешили нам это сделать. Боже, храни их!

Возле реки был чёрный песок, который в мокром состоянии напоминал цемент (вулканического происхождения?), а она… она и правда была того ярко-голубого цвета! Ледяная изумрудная вода, возле которой было тепло. Я даже пончо сняла. Но пора возвращаться уже в отель, снова в холод.

На вершине встретили Суриковых и решили через отель свозить их на машине к Таре, потому что на великах они бы не доехали (это я вообще не знаю каким спортсменом надо быть, чтобы спуститься, а потом ещё и подняться). Но мы решили посмотреть на реку, так сказать, с другого ракурса, но в итоге не решились ехать по просёлочной дороге вдоль самого обрыва…

Ну а раз не сложилось с Тарой, тогда поедем через горный перевал в Дурмиторе в Никшич, но перевал ещё не оттаял, и дорога закончилась абсолютно внезапно.

На обратном пути везде попадались наглющие овцы, пасущиеся во дворах чужих домов и шатающиеся по всем дорогам.

Надо было возвращаться в гостиницу, а потом непременно где-нибудь перекусить! Но из гостиницы выбраться в этот вечер нам было не суждено: у хозяина был великий праздник – Слава (я так понимаю, это что-то вроде именин). И хозяин гостиницы решил нас угостить вином, сыром, мясом, вкуснейшим домашним хлебом (именно угостить в честь праздника, как его ГОСТЕЙ). Разжёг камин в недавно отремонтированной столовой

и сам лично жарил нам мясо, подбрасывая в огонь буковые и грабовые поленья (ну нет у них сосен!).

Такое радушие и гостеприимство вызвало у нас шок. Наверное потому, что такого никто никогда раньше не встречал. А хозяин покинул нас ненадолго (было время сгонять в супермаркет и хоть вина что ли купить, чтобы хоть как-то отблагодарить за угощение), а потом присоединился вместе с женой и котом. Как же уютно было за круглым столом в просторном зале, освещаемым и согреваемым теплом огня из огромного камина. Я даже забыла, что на улице дубак, и что находимся мы в совершенно чужой стране – домашний уют и хорошие, добрые люди. Вино развязало языки, и смесь из сербско-русско-английского воспринималась совершенно отчётливо безо всяких заиканий в понимании, разговорный барьер был начисто снесён широтой души радушного хозяина маленькой гостиницы. Беседовали обо всем на свете: о трудностях жизни, о политике, о растущих детях и образовании… ну решительно обо всём на свете! А потом я не помню, как добралась до комнаты. =))))