среда, 11 мая 2011 г.

Дворец Топкапы.Стамбул.Турция

Прослушать запись Скачать файл

Дворец Топкапы является одной из самых крупных достопримечательностей Стамбула и является одним из самых посещаемых музеев Турции. На протяжении 400 лет этот дворец являлся центром управления Османского Государства, одной из трёх крупнейших империй мира.

В 1453 году, после завоевания турками Стамбула, оттоманский падишах Султан Мехмед, поселившийся в небольшом дворце, неподалеку от теперешнего Капалычаршы, приказал (1475-1478 гг.) соорудить важнейшие постройки дворца Топкапы на останках Римского города. В последующие века, вплоть до конца 19 столетия, дворец достраивался и обогащался.

Вообще, Топкапы представляет собой целый комплекс зданий. Самое богатое из них - мы, конечно, говорим об экспонатах, - это центральный дворец. Тот самый, где султаны и жили. Среди экспонатов дворца - сотни драгоценных камней, в буквальном смысле огромных. Поэтому, кстати, в Топкапы в помещениях просят не фотографировать, а если вам захочется изображений сокровищ на память, то вы сможете на выходе купить альбомы. Кроме сапфиров, алмазов и изумрудов невиданной величины, в Топкапы есть множество дорогих клинков, небольшой музей оружия с двуручными мечами крестоносцев, дорогими доспехами самураев и саблями султанов. Нужно ли говорить, что все это оружие богато украшено драгоценностями? А еще среди залов есть один, в котором собраны подарки султанам от всех царствующих дворов Европы и России в 19, 18, 17 и 16 веках.

Первоначальное название дворца - "Сара-и-Джедиде-и-Амире".

В 1856 году, с завершением строительства Дворца Долмабахче, во Дворце Топкапы стали жить только жёны низложенных или же умерших падишахов. В 1923, с установлением республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Коллекция музея Топкапы наряду с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей считается одной из 3-х редчайших во всём мире. Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции по причине отсутствия обслуживающего персонала и выставочных салонов. Вследствие пожаров (XVI столетия) и землетрясений большая часть дворца была разрушена. Комплекс многократно реставрировался. Именно по этой причине, начиная с XV и по XIX столетие, в архитектурных стилях комплекса наблюдаются некоторые эклектические особенности.

По предположениям, стены дворца Топкапы имели 13 ворот, многие из которых не сохранились до наших дней. Величественные врата дворца Баб-и Хумаюн (Имперские Ворота) расположены со стороны собора Айа София, оращенной в сторону моря, напротив фонтана Султанахмет. Эти врата служат главным входом во дворец Топкапы. Врата были сооружены во время правления султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) и до настоящего времени подвергались многократным реставрациям. Врата, ставшие свидетелем многих событий в истории Оттоманской империи по сей день сохранили свое величие и великолепие. В эпоху Оттоманской империи врата открывались с утренним эзаном (призыв к молитве) и закрывались после вечернего эзана. Над вратами находится печать султана Мехмеда II и стела, датирующая строительство сооружения 1478 годом. На другой стеле упоминается, что сооружение было отреставрировано султаном Абдулазизом в 1867 г.

У парадных ворот Дворца Топкапы, именуемых "Баб и Хумаюн", имеется монументальное здание фонтана, сооруженного падишахом Ахмедом III в 1728 году. "Блистательные (или высокие) врата" были построены по приказу султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) в 1478 году. Войдя в эти ворота, вы увидете просторный и довольно длинный "1-ый двор" дворца. В правой части этого двора размешены: жандармское управление, служебные и жилые помещения дворца, дворцовая богадельня и развалины хлебопекарни. За этими сооружениями открывается живописная панорама Мраморного моря.
Слева можно увидеть церковь св. Ирины, старинное здание монетного двора османского периода, а также Стамбульский Археологический Музей.

Во внутренней части Баб-и Хумаюн находится первый двор дворца, который потерпел серьезные разрушения в результате пожара, спыхнувшего в 19 в. Во дворе находится особняк Деави, где принимался народ и выслушивались жалобы. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Справа, за стенами находились хлебопекарни дворца. А слева находится церковь Св. Ирины. Вблизи расположено здание монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем. В конце двора с правой стороны расположен Фонтан Палача, а напротив находятся врата, ведущие во второй двор дворца.

Пройдя через "1-й двор" вы подойдете ко входу во вторые главные ворота "Баб- и Селям". Это и есть начало обзора экспозиции музея. Ворота, сооруженные в годы властвования султана Мехмеда II, имели и второе название - Средние Ворота. Левая башня служила тюремным помещением для осужденных дворцовых особ высокого ранга.
Следуя через врата Баб- и Селям вы пройдете во двор (размеры: 130 x 160), украшенный садом с вековыми вечнозелёными кипарисами и платанами. Во 2- ой двор комплекса, застроенный одноэтажными постройками, имели право входа только иностранные гости, а также диван (высший совет). За садом, в котором расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные, создающие атмосферу райского уголка, ухаживали многочисленные дворцовые садовники. Правое крыло 2-го двора комплекса занимают дворцовые кухни

Дворцовые кухни и фарфоровая коллекция
Во дворцовых кухнях, сооружённых султаном Мехмедом II, а в XVI столетии реставрированные известным зодчим Синаном, трудилось около 1 200 человек обслуживающего персонала. Если принять во внимание то, что во всём дворце проживало 5 000 человек, то приблизительно 25% дворцового населения служило в кухонном помещении.

Сегодня, большая часть кухонного комплекса является местом демонстрации редчайшей коллекции фарфора, занимающей 3 место в мире.

Диван был местом, где в период Оттоманской империи рассматривались государственные вопросы. Первый зал Дивана, известный как Куббеалты (помещение под куполом), являлся основным местом проведения заседаний. Во втором зале оформлялись связанные с заседаниями документы и материалы, а в третьем зале находилась канцелярия, где был расположен архив с документами. В гареме находятся апартаменты, выделенные для жены, матери султана и рабынь. Селямлык (мужская половина), как и приемные султана, состоит из 300 комнат. Расположенная в Гареме башня Адалет (Башня Правосудия) является еще одним привлекающим внимание сооружением. Во время раскопок, проведенных во втором дворе в 1959 г., были найдены две колонны 5-6 вв. Не известно когда и с какой целью были привезены сюда останки византийского периода. Кухни дворца в значительной степени пострадали от пожара, вспыхнувшего во дворце Топкапы в 1574 г. По повелению султана Мурада III кухня была восстановлена и расширена зодчим Мимар Синаном. Расположенные здесь врата Баб-и Саадет ведут в третий, особый двор дворца.

После китайского и немецкого фарфора, следует коллекция Музея Топкапы из 12 000 предметов.
Здесь представлены образцы искусства династий Танг (VII-IX столетия), Селадон (X-XII столетия), образцы европейской коллекции фарфора XVIII и XIX столетий, привезённые из Берлина и Варшавы, др. европейские образцы. Самыми ценными предметами из всей коллекции фарфора считаются редчайшие образцы белого фарфора (XVI столетие), не имеющегося в Европе, а также блюда, окрашенные в так называемый императорский жёлтый цвет.

Рядом с фарфоровой коллекцией разместилась "хелвахане" (кухня по изготовлению десерта). Здесь, экспонируются гигантские казаны, котлы и другая кухонная посуда и утварь. В конце коридора, рядом с "хелвахане", открыта экспозиция коллекции изделий из стекла, изготовленных специально для дворца в мастерских Стамбула, а также Венеции. В другой части коридора - коллекция серебра и серебряных сувенирных изделий, привезённых во дворец, либо, искусно изготовленных дворцовыми ювелирами.

Внутренняя хазине (казна)
Этот комплекс салонов, в котором в былые времена находилось хранилище казны, начиная с XVII столетия превращается в здание Хазине. В салоне, экспонируются редчайшие украшения и драгоценности, изготовленные дворцовыми мастерами ювелирного дела. Известно, что в XV столетии во дворце трудилось около 70 мастеров ювелирного искусства. В каждом из салонов имеется царский трон. В 1-м зале имеющийся трон из эбенового дерева с инкрустацией из слоновой кости принадлежащий Мураду IV и датируемый XVII столетием.

Здесь же демонстрируется коллекция подсвечников и канделябров из золота, наргиле, кальяны, столовые сервизы из серебра и золота, музыкальные шкатулки из слоновой кости индийской работы, оружия, инкрустированные и усыпанные драгоценными камнями, а также трость, украшенная драгоценными камнями, принесённая в дар германским императором Вильгельмом II.

Трон второго салона принадлежит султану Ахмеду I (XVII столетие). В этом же зале экспонируется известный "Кинжал Топкапы" - подарок султана Махмуда I персидскому шаху Надиру, однако подарок, по причине смерти шаха, был возвращен во дворец.

В третьем дворе расположен Зал Аудиенций (Арз Одасы), где султан собирал визирей после заседаний в Диване. Зал Аудиенций, построенный при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), был разрушен и восстановлен при султане Селиме I. Школа Дворца, окружающая Зал Аудиенций, занимает обширную территорию. Школа Дворца была своего рода школой чиновников. Здесь обучались учащиеся, которые затем служили Оттоманской империи. В школу, основанной при султане Мехмеде Фатихе, в рамках системы девширме (налог кровью) принимались дети христианского вероисповедания старше 10 лет. Следующим основным помещением третьего двора является комната Хырка-и Шериф, где экспонируется плащ пророка Мухаммеда. Хырка-и Шериф был перевезен в Стамбул султаном Селимом I вместе с другими святыми реликвиями. У центра двора расположена построенная в 1719 г. библиотека Султана Ахмеда III. Другими сооружениями, расположенными в третьем дворе, являются мечеть Дворцовой Школы и мечеть Агалар, вблизи мечети находится здание Хас (Хас Одасы), выделенное для успешных учащихся школы

Одним из ценнейших произведений коллекции 3-го салона является "Алмаз Кашикчи". По преданию, это название берет свое начало от кашикчи (ложечника), нашедшего этот алмаз. Драгоценный камень (в 86 карат), усыпан 49 бриллиантовыми камнями. Другим редчайшим произведением коллекции являются подсвечники, изготовленные к могиле Пророка Мухаммеда. Каждый из этих подсвечников украшает 6 666 шт. бриллиантовых камня и покрытие из золота. Трон, находящийся в этом салоне, является подарком египетского губернатора Ибрагима Паши султану Мураду 3-му, в 16 столетии. Трон изготовлен из орехового дерева и имеет покрытие из золота.

Между залами, где экспонируются коллекция часов и собрание миниатюр, расположен вход, ведущий в четвертый двор. В четвертом дворе расположены особняк Софа, особняк Реван, особняк Багдад, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Особняк Реван был построен в 1634 г. султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у иранцев. Внутреннее пространство особняка полностью покрыта керамическими плитками из Изника, а ручки шкафов инкрустированы перламутром. Особняк Багдад также был построен по приказу султана Мурада IV. Особняк был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 Декабря 1638 г., в честь чего и был назван особняком Багдад. Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрахима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались оттоманские принцы. Другим творением, сооруженным в 1640 г. при султане Ибрахиме, являются бронзовые балдахины террасы, известной как особняк Ифтарие.

В 4-ом салоне находится трон султана Махмуда 1-го - подарок персидского шаха Надира. Этот трон с покрытием из чистого золота украшен 25 000 драгоценных жемчужин. Среди экспонатов коллекции, четвёртого салона занимает место останки Св. Иоанна Крестителя, чётки, инкрустированные шкатулки для нюхательного табака, письменные принадлежности, кинжалы, предметы из слоновой кости и керамика, украшенная драгоценными камнями.

Дворец Топкапы, расположенный в Стамбуле, служил административным центром Оттоманской империи с 1465 по 1853 годы. Сооружение дворца было начато султаном Мехметом II на руинах дворца императора Константина в 1459 и закончено в 1465. Дворец Топкапы занимает один из семи холмов города и возвышается на историческом полуострове, с которого открывается великолепный вид на пролив Босфор. Дворец состоит из более мелких зданий, соединенных вместе, и окружен четырьмя дворами

На территории дворца Топкапы также находятся Башня Правосудия, Павильон Святой Мантии, содержащий мощи пророка Мухаммета и первых калифов, Тронный Зал в Гареме, где султан принимал своих гостей и посланников, а также Багдадский Павильон в Четвертом Дворе, построенный Мурадом IV.

В 1853 г. султан Абдулмесид решил перенести свою резиденцию в новый и современный дворец, поэтому сегодня дворец Топкапы выступает в роли музея, посвященного императорской эре, и является одной из величайших достопримечательностей Стамбула.

Один из самых грандиозных музеев мира, Топкапы более четырехсот лет был... резиденцией султанов. Сейчас здесь выставлены их, султанов, неисчислимые сокровища, и ходить по Топкапы - все равно, что гулять по Букингемскому дворцу. С одной лишь разницей: Топкапы - это не просто замок, а несколько замков, расположенных на территории огромного парка. И это при том, что буквально за стеной, отделяющей владения султана от земель простых смертных, сразу же начинается чудесный парк - Гюльхане, где растут сотни редких цветов и растений, а в кронах многометровых деревьев живут экзотические птицы...

Самым новым зданием дворца Топкапы является особняк Меджидийе, с которого открывается великолепная панорама залива Халич, Мраморного моря и Босфора. Здание было построено в 1840 г. султаном Aбдульмеджидом.

Источник:

http://dickhunter.narod.ru/[/more]

Комментариев нет:

Отправить комментарий